Как раньше — уже не работает: новые точки опоры МСБ
Дмитрий Михайлович Кнатько
Доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, руководитель проектно-учебной лаборатории «Центр предпринимательства» и академический руководитель программы «Управление бизнесом»
Последние несколько лет малому и среднему бизнесу практически не переставая приходилось бороться за выживание. Сначала пандемия, а потом и политические события прошлого года привели к закрытиям многих небольших компаний или периоду долгой стагнации. Остаться на плаву в это время можно было только рискуя — те, кто не боялся менять бизнес-модели и продукты под изменившиеся потребности аудитории и был готов учиться работать и учиться в новых реалиях, сохранили свой бизнес. О новых точках опоры МСБ рассказывает Дмитрий Михайлович Кнатько, доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, руководитель проектно-учебной лаборатории «Центр предпринимательства» и академический руководитель программы «Управление бизнесом».
Какие события последних лет (2019-2022 г.) больше всего повлияли на малый и средний бизнес?
Проще всего продемонстрировать важность данных для бизнеса на примере рекламы. Наверное, все слышали знаменитую фразу Джона Ванамейкера: «Я знаю, что половина моего рекламного бюджета расходуется впустую, вот только не знаю, какая именно».
В последние годы бизнес стал больше внимания уделять исследованию рынка, целевой аудитории. На его основе моделируют поведение покупателя, прогнозируют продажи, выявляют тренды. Например, за последние годы можно отметить «миграцию» в онлайн, разумное потребление, внимание к экологическим вопросам. Однако говорить о том, что данные используются повсеместно, еще рано. Так, по результатам исследования, проведенного Hawking Bros в партнерстве с «Опорой России», учетные системы использует только половина компаний, CRM — каждая третья. Процент внедрения других цифровых систем еще ниже.
Какие стратегии помогли малому и среднему бизнесу остаться на плаву в это время?
Нет единой универсальной стратегии выживания, которая была бы одинаково эффективна для любого бизнеса. Например, быстро растущему среднему бизнесу (так называемым «компаниям-газелям») очень важно выбрать вектором своего развития программы роста — сейчас отличное время для того, чтобы занимать освободившиеся рынки и ниши после ухода западных монополистов.
Для компаний МСБ (недавно созданных или держащихся в пределах отраслевой динамики), наоборот, не нужно резко все менять — лучше взять курс на повышение собственной устойчивости. События последних лет убедили нас в том, что именно гибкость бизнеса дает ему конкурентные преимущества в условиях кризиса. Ориентир на устойчивость должен касаться и построения цепочек поставок: важно приоритезировать каналы поступления товаров, уходить от зависимости от одного поставщика, учиться выстраивать взаимовыгодные партнерства. Не менее значимо в периоды изменений иметь смелость менять даже уже давно устоявшиеся и ранее хорошо работающие бизнес-модели. Именно тот бизнес, который не ожидает, что все будет как раньше, и готов пересматривать и собственные продукты, и схему работы, и условия взаимодействия с потребителями — будет успешен.
Насущный вопрос — стоит ли сокращать штат в кризисное время?
Сокращение штата — ожидаемая мера в сложные времена. Однако сегодня фокус должен быть направлен скорее на повышение операционной эффективности: компаниям нужно не просто набирать или увольнять персонал, а задаваться вопросом, насколько каждый сотрудник эффективен и квалифицирован. В кризисы особенно остро встает вопрос о том, какие выгоды приносит каждый процесс в компании, и это повод заново переоценить всю работу персонала на предмет «актуальности» и «нужности». Поэтому я считаю, что прежде всего нужно оптимизировать потери не путем увольнения отдельных сотрудников, а повышением общих результатов команды. Например, нередки ситуации, когда бизнес начинает анализировать свои процессы и понимают, что наибольшую прибыль приносят вовсе не те направления, на которые он делал ставку.
Особенно аккуратными нужно быть с сокращением штата в микрокомпаниях и малом бизнесе, где, как правило, коллектив совсем небольшой и сплоченный, и даже уход одного человека может сильно повлиять на результативность компании в целом. Люди всегда были главным активом бизнеса, и даже в кризис эта ситуация не должна меняться.
Какие советы владельцам МСБ вы дали бы в 2023 году?
Обязательно становиться частью активного предпринимательского сообщества. Существует множество бизнес-клубов, в которые относительно просто попасть и пообщаться там с теми, у кого уже «все получилось». Постоянное нахождение в предпринимательской среде оказывает невероятный эффект: страхи о провале бизнеса перестанут вас так сильно останавливать, а рядом будут те, кто сможет мотивировать на рост.
Изучать и пользоваться системами поддержки бизнеса. Важно интересоваться всем тем, что государство может предложить, и не отказываться от этих инструментов, если они могут улучшить положение компании. Это и центры «Мой бизнес» для поддержки малого и среднего предпринимательства, и льготные условия кредитования (например, для IT-сектора), и помощь в получении мест для аренды.
Не переставать учиться — чтобы работать не больше, а умнее и быстрее, и знать, каким инструментами именно сейчас нужно пользоваться для максимального результата. Для микробизнеса образовательные программы дают понимание того, как можно ускориться в развитии и пойти в масштаб.
Быть готовым принимать и реализовывать нетрадиционные решения. Весь российский рынок оказался в новых реалиях, и те компании, которые будут готовы создавать радикально новые бизнес-модели, предлагать другие стратегии и продукты, могут оказать очень серьезный эффект на экономику страны и стать лидерами своих отраслей.
Новая реальность для компаний малого и среднего бизнеса оказалась серьезным испытанием на прочность. Для того, чтобы пережить сложные времена, многим предпринимателям приходилось не только самостоятельно искать новые бизнес-модели, но и обращаться к мерам поддержки со стороны государства, несмотря на изначально скептическое отношение к этому инструменту. Именно комплексный подход к выбору инструментария для выхода из кризиса видится наиболее эффективным — сегодня даже у небольших компаний есть в доступе много инструментов не просто для сохранения бизнеса, но и кратного роста.